Кинематограф как средство массовой коммуникации субъектов социальной реальности
Ключевые слова:
средства массовой информации, средства массовой коммуникации, философия кино, социальная реальность, коммуникационные роли, фильм, влияние кино на человека, восприятие кино, роль кинозрителя, значение создателя кино, правдоподобностьАннотация
В статье рассматривается проблема определения медиа-ресурсов в понятийном и функциональном аспектах. В
частности, критикуется распространённый в русскоязычной практике термин «средства массовой информации» и
предлагается адекватная ему альтернатива в виде «средств массовой коммуникации». Любая творческая деятельность и
её результаты трактуются в качестве высказываний, проявления индивидуальной и коллективной активности
осуществляющих её лиц, порождающих ответные сообщения как важный и не менее правомочный элемент этого
взаимодействия. Вследствие этого, отношения искусства, в том числе кинематографа, со зрителем представляются
частью всеобщего многостороннего диалога, в котором при разнице возможностей участников сохраняется
независимость и индивидуальность зрителя. Популярная дискуссия о воздействии кинематографа на сознание людей
скептически оценивается с позиций добровольности и внутренней необходимости участия некоторой части публики в
этом процессе. Связи фильма со зрителем таким образом обуславливаются как наполнение потенциалов, с одной стороны,
авторов к определённого характера высказываниям, а, с другой стороны, зрителя к восприятию этого высказывания и
осуществлению по этому поводу следующих действий, также понимаемых как диалоговые.