Оценивание сформированности трудоохранной компетентности у будущих специалистов в процессе подготовки в заведениях высшего образования

Авторы

  • С. В. Дембицкая, О. В. Кобылянский, В.М. Пугач

Ключевые слова:

профессиональное образование, трудоохранная компетентность, высшее образование, оценка компе-тентности, нечеткая логика, алгоритм Цукамото, технические, экономические и педагогические специальности.

Аннотация

В последнее время, согласно ориентирам обновления высшего образования, в подготовке будущих специалистов всё чаще используется компетентностный подход. Вследствие этого возникает необходимость разработки и обоснования эффективных путей оценивания уровней сформированности профессиональной компетентности в целом и трудоохранной компетентности в частности. Известно, что зависимость между уровнем сформированности каждого составляющего трудоохранную компетентность компонента и сформированностью её в целом не является линейной, а также, что сформированность отдельных компонентов на высоком уровне не является гарантией сформированности на высоком уровне трудоохранной компетентности будущих специалистов в целом. Для решения этой проблемы по оцениванию уровней сформированности трудоохранной компетентности в целом и отдельных её компонентов предложено использование алгоритмов нечеткой логики (алгоритма Цукамото) и представлен механизм его практической реализации. Разработана методика диагностирования трудоохранной компетентности будущих специалистов, которая основывается на многомерности содержания этого понятия и учитывает многокомпонентность ее структуры (блоки знаний, деятельности и мотивации), а также результаты индивидуальной работы студентов в течение учебного периода при изучении трудоохранных дисциплин.

Проведена проверка действенности предлагаемой методики в учреждениях высшего образования технического, экономического и педагогического профиля. Осуществлено диагностирование уровня сформированности трудоохранной компетентности соискателей образовательного уровня «магистр» технических, экономических и педагогических специальностей по традиционной и предложенной авторами методике. Проведенный эксперимент подтвердил достоверность высказанных теоретических предположений.

Загрузки

Опубликован

01.07.2022

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ